Norbert Wiener
1894-1964

Винер о религии и обществе

"Смысл этой трагедии заключается в том, что мир - это не маленькое уютное гнездышко, созданное для безопасного существования, а огромное и, зачастую враждебное пространство, в котором мы можем много достичь, только определив для себя Богов; и введение этого определения содержит в себе неизбежное наказание".
(Человеческое использование человеческих существ: Кибернетика и общество)

"Все большие успехи точных наук связаны с такими областями, где явление отделено достаточно резко от наблюдателя... В общественных науках связь между наблюдаемым явлением и наблюдателем очень трудно свести к минимуму. Здесь, обычно, наблюдатель оказывает значительное влияние на явление, привлекающее его внимание. При всем уважении к разуму, умению и честности намерений ... антропологов, я не могу поверить, что любое исследованное ими сообщество останется тем же самым после этого исследования. Не один миссионер, приводя первобытные языки к письменной форме, закреплял в качестве вечных законов таких языков плоды своего собственного непонимания. В общественном укладе любого народа много такого, что рассеивается и искажается, как только кто-то начинает наводить об этом справки... Другими словами, в общественных науках мы имеем дело с короткими статистическими рядами и не можем быть уверены, что значительная часть наблюдаемого нами не создано нами самими. Исследование фондового рынка, скорее всего, изменит состояние фондового рынка. Мы слишком хорошо настроены на объекты нашего исследования, чтобы представлять собой хорошие зонды... Мы не можем позволить пренебрегать социальными науками, но и не должны строить преувеличенных надежд на их возможности".
(Кибернетика: Управление и связь в животном и машине)

"В мире, управляемом иррациональным Богом, подверженным неожиданным причудам, мы были бы вынуждены ожидать каждую новую катастрофу в состоянии озабоченной пассивности".
(Кибернетика: Управление и связь в животном и машине)

"Границы человеческого общества простираются до тех пределов, в которых возможна эффективная передача информации".
(Кибернетика: Управление и связь в животном и машине)

"Механизмы функционирования общества могут быть поняты только через изучение принципов передачи информации, при этом в будущем, все большее значение будут приобретать послания или команды от человека к машине, от машины к человеку, и, наконец, от машины к машине".
(Человеческое использование человеческих существ: Кибернетика и общество)

"Удел информации в типично американском обществе в том, чтобы стать предметом купли-продажи".
(Человеческое использование человеческих существ: Кибернетика и общество)

"Целостность и единство информационных каналов крайне важна для функционирования общества, и она ставится под угрозу ценой и сложностью коммуникаций. С кибернетической точки зрения правоохранительные и юридические органы государства производят слишком сильный "шум", представляя интересы различных групп и слоев общества. Информация не имеет хозяина, как это подтверждают сложности с соблюдением авторского законодательства. Кроме того, информация быстро утрачивает свою ценность в быстро изменяющемся мире".
(Человеческое использование человеческих существ: Кибернетика и общество)

"В жизни государства крайне мало действительно гомеостатических процессов".
(Человеческое использование человеческих существ: Кибернетика и общество)

"Здесь нет никакого гомеостаза. Мы должны проходить циклы бумов и спадов в деловой жизни, последовательную смену диктатуры и революции, войны, в которых все теряют и которые столь характерны для современности".
(Кибернетика: Управление и связь в животном и машине)

"Редко можно встретить, чтобы большое количество вполне разумных и беспринципных людей играло вместе. Там где собираются мошенники, всегда есть дураки; а если имеется достаточное количество дураков, они представляют собой более выгодный объект эксплуатации для мошенников. Психология дурака стала вопросом, вполне достойным серьезного внимания мошенников".
(Кибернетика: Управление и связь в животном и машине)

"Постоянный гомеостаз общества не может быть достигнут в предположении логически жесткой завершенности Марксизма, как не может он быть достигнут и в случае аналогичного предположения применительно к теории свободного предпринимательства и мотивации за счет прибыли. Важен здесь не сам выбор механизма развития общества, а именно то, что он рассматривается как нечто завершенное, конкретная форма уже не важна".
(АО Бог и Голем: Комментарии по вопросам, в которых кибернетика затрагивает религию)

"Человеческое сообщество является гораздо более продуктивной структурой, чем, например, сообщество муравьев; именно поэтому человек, будучи поставлен в условия, когда его вынуждают выполнять одни и те же действия вновь и вновь, не сможет быть ни хорошим муравьем, ни человеком. Те, кто пытаются организовать нас для постоянного выполнения индивидуальных функций в жестких рамках личных ограничений, обрекают человечество на замедленное развитие. Они, тем самым, лишают человека возможности к адаптации, ограничивая допустимый набор методов и существенно снижая шансы на длительное существование такого общества".
(Человеческое использование человеческих существ: Кибернетика и общество)

"Не имеет значения, будет ли военизированная группировка, к которой человек себя относит, следовать заветам Игнатия Лойолы или Ленина, если главным приоритетом для него является принадлежность к стороне, которая считает себя безусловно правой, а не личная свобода и, даже, право на наивность".
(Человеческое использование человеческих существ: Кибернетика и общество)

"Власть и стремление к власти являются грустной реальностью, которая может принимать различный облик".
(Человеческое использование человеческих существ: Кибернетика и общество)

"Современный человек, особенно современный американец, слишком хорошо знает "как" делать что-либо ("know-how"), но почти ничего не знает о том, что надо делать ("know-what")".
(Человеческое использование человеческих существ: Кибернетика и общество)

"Вера, с которой мы воспринимаем команды из вне, не является верой; и общество, которое основывается на такой псевдо-вере, безусловно обречено разрушить себя из-за паралича, обусловленного невозможностью нормально развивать науку".
(Человеческое использование человеческих существ: Кибернетика и общество)

"Любой религиозный порядок, основанный на военной модели подвержен искушению впасть в Манихейскую ересь".
(Человеческое использование человеческих существ: Кибернетика и общество)

"Фашистская уверенность в применимости модели большого муравейника вытекает из глубокого непонимания природы, как человека, так и муравья".
(Человеческое использование человеческих существ: Кибернетика и общество)


English  назад   home 

Aport Апорт Top 1000

Hosted by uCoz